Обряд венчания: что одеть невесте?

Обряд венчания: что одеть невесте?

Венчание – одно из важных событий в жизни супругов. Для верующих людей, она даже значительнее, чем регистрация брака в ЗАГСе. Церковный союз заключается на Небесах, а сопровождающий его обряд символизирует его непоколебимость, вечную супружескую любовь. Сама церемония очень торжественна, а подготовка к ней сложна, не терпит суеты, пренебрежения мелочами. Основные вопросы, которые беспокоят невесту: в чем можно идти в церковь на венчание, что нужно одеть кроме свадебного платья

История венчального наряда

Венчание – церковный обряд, который соединял два любящих сердца в единый, неразрывный союз на долгие годы. В древней Руси девушка готовилась к нему заблаговременно: готовился качественный материал, тщательно окрашивался, из него шились рубашка и сарафан, они украшались оригинальной вышивкой. Все процессы выполнялись вручную, поэтому требовали много времени, наличия специальных навыков. Каждая юная невеста стремилась перещеголять своих подруг, показать свое умение в рукоделии: ее наряд должен быть самым красивым, ярким, необычным. Цвет подвенечного наряда, обычно, имел оттенок красного, ведь «красный» означает «красивый».

Венчание это не только соединение двух душ в единый вечный и нерушимый союз. Это еще и прощание с девичеством, «вольной жизнью», уход из родного дома в чужую пока еще семью мужа. Что ожидает там девушку, как сложится ее жизнь, будет ли она спокойной и счастливой? Неизвестность, неуверенность в будущем находили отражение в печальных песнях, обрядах, сопровождавших невесту во время подготовки к поездке в церковь.

Первоначально на голову невесты возлагали венок из цветов. Затем его сменил убор в виде отреза ткани, закрепляемый металлическим обручем, потом частью свадебного наряда стал кокошник. Волосы девушки были распущены или заплетались в две косы.

В XV веке пришла мода венчаться в нарядах из тяжелой, роскошной парчи. Искусно расшитые жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотыми и серебряными нитками парчовые платья весили 10-15 кг. Невесте нужно было обладать достаточной силой, чтобы выдержать на себе этот вес на протяжении церковной церемонии и потом за праздничным застольем. Но это касалось только знатных дам, дочерей людей богатых с достатком. Крестьянки по-прежнему одевали собственноручно сшитые красивые сарафаны, поверх которых надевались передники, как признак хозяйственности, рачительности будущей хозяйки.

Наряд, напоминающий нынешнее белое свадебное платье, появился в XVIII веке. Этому предшествовал указ Петра I, который требовал от российских женщин и девушек ношение европейского платья. Первой в России белый наряд на венчание одела Екатерина II. И до сих пор белый цвет ассоциируется с непорочностью, чистотой, целомудрием.

Подвенечное и свадебное: есть ли отличия?

Как и к любому церковному обряду, к венчанию нужно подготовиться: пройти таинство причащения, исповедоваться. В современной церкви на венчание записываются заблаговременно, определяя день и час торжественной церемонии. В списке обязательных предметов, которые молодые должны принести с собой:

  • свидетельство о браке;
  • обручальные кольца;
  • венчальные иконы;
  • полотенца и так далее.

Для венчания невеста надевает специальное подвенечное платье. Многие считают, что венчаться можно и в свадебном платье, том самом которое было куплено для посещения ЗАГСа. Так ли это?

Обычно два таких важных мероприятия не планируют на один день. Их бывает сложно совместить по времени. Да и в психологическом плане это довольно трудно. Некоторые семейные пары принимают решение обвенчаться после продолжительной совместной жизни, через 5, 10 или даже 30 лет после свадьбы. Разумеется, столько лет «ожидания» не выдержит не одно платье, к тому же и фигура «невесты» может претерпеть значительные изменения.

Церковь не налагает никаких запретов и не дает советов по поводу подвенечного наряда, кроме обычных правил посещения собора.

  • Платье должно быть с закрытой спиной, плечами, умеренным декольте. Классическое свадебное платье не совсем подходит под эти правила, либо открытые части тела нужно будет чем-то прикрыть (накидкой, шарфом, шалью).
  • Руки, хотя бы до уровня локтя, тоже нужно закрыть. Это не обязательно должны быть рукава из плотной ткани, сейчас в моде свадебные наряды с рукавами из кружева, гипюра, другой тонкой, полупрозрачной ткани.
  • Не стремитесь поразить публику, придя на венчание в сверхкоротком, эпатажном костюме. Оптимальный вариант длины платья – «в пол».
  • Среди традиций народностей католического вероисповедания считается важным, чтобы невеста была в подвенечном платье со шлейфом. Чем длиннее шлейф, тем более счастливой будет совместная жизнь. У православных народов это не принято.

Когда под венец идут люди пожилого возраста или невеста беременна, то говорить о непорочности и невинности уже неуместно. Подвенечное платье может быть любого оттенка, преимущественно это пастельные, светлые тона: розовый, голубой, персиковый, беж, жемчужно-серый. Следует воздержаться от ярких, пестрых нарядов. Тем более не выбирайте темные цвета, ведь в нашей церкви черный – цвет печали, траура.

Чем дополнить подвенечный наряд?

Но как поступить, если свадебное платье уже куплено и оно не совсем соответствует церковным канонам, а денег на покупку специального подвенечного платья у молодоженов просто нет? Что можно одеть на голову, чем прикрыть открытые плечи, спину, грудь?

  • Для холодного времени года (зима, поздняя осень, ранняя весна) можно воспользоваться верхней одеждой из меха: болеро, палантин, жилет, полушубок. Венчание состоится в большом соборе или, наоборот, в маленькой, не отапливаемой сельской церквушке? Заранее поинтересуйтесь у церковных служащих температурным режимом внутри церкви. Это поможет определиться с необходимостью наличия верхней одежды на невесте и женихе.
  • В теплое время года положение спасет дополнение из ажура, тонкого кружева, легкого гипюра. Это могут быть разнообразные накидки, шали, болеро, нарядные жакеты, объемные шарфы, сочетающиеся с остальным нарядом по стилю, фактуре материала.
  • Фата поможет решить сразу несколько проблем: прикрыть и голову, и открытые части тела. Разумеется, в этом случае она должна быть длинной, а невесте придется потренироваться, чтобы во время ходьбы фата случайно не обнажило то, что необходимо скрыть от посторонних глаз.
  • Дополнить короткие рукава и прикрыть руки можно при помощи длинных кружевных или атласных перчаток в тон платья.

Необходимо учесть, что женщина не может находиться в церкви с непокрытой головой. Если невеста венчается в свадебном платье, то оптимальный выход – фата. Ее выбор, крепление будет определяться прической, которую соорудит для вас стилист. Чтобы соблюсти традиции достаточно прикрыть затылок. Но можно выбрать и другой вид убранства: тонкая накидка, шарф, которые легко набросить на голову непосредственно перед входом в церковь, при этом не будет опасений повредить прическу.

Обряд венчания предполагает использование специальной церковной утвари – венцов. В разных церквах их используют по-разному: либо надевают на голову, либо просто держат сверху, не опуская до конца. Заказывая венчание, спросите у служителей, каким образом проходит обряд у них. Это поможет правильно определить тип прически и модель фаты.

Заключительные штрихи образа

Но наряд для венчания это не только платье и фата. Обряд бракосочетания занимает довольно продолжительный промежуток времени, в течение которого жених и невеста должны будут все время стоять. Свадебные туфли на высоком каблуке создадут значительные трудности, поэтому нужно приобрести еще одну пару: на низкой плоской танкетке, балетки. Кроме того, существует примета, что венчаться нужно в закрытой обуви. Это могут быть туфли, ботиночки, ботильоны или полусапожки, в зависимости от погоды, но не босоножки.

Ну и последний штрих, без которого невозможно представить современную невесту – макияж. Посещение церкви налагает определенные ограничения на выбор декоративной косметики. Она не может быть слишком яркой, особенно это относится к использованию губной помады. Лучше всего ее совсем не применять перед венчанием, ведь в ходе совершения обряда молодые будут многократно прикасаться губами к иконам, кресту.